• Главная
  • Власть, правоохранители и СМИ. Права, обязанности и ответственность

Власть, правоохранители и СМИ. Права, обязанности и ответственность

Взаимоотношения власти, общественных активистов, правоохранителей со СМИ в последнее время в Украине обострились. С декабря 2017-го по февраль 2018 года было зафиксировано несколько конфликтных ситуаций.

Так, в декабре неизвестные в балаклавах заблокировали здание телеканала NewsOne в Киеве, пояснив это несогласием с политикой телеканала. NewsOne в свою очередь обвинил в блокировании власть. Глава Национального союза журналистов Украины Сергей Томиленко заявил, что расценивает блокирование NewsOne как давление на СМИ и угрозу физической безопасности журналистам.

В начале января интернет-издание «Страна.ua» сообщило, что украинские радикалы националистической организации «С14» ворвались в редакцию сайта «Союз православных журналистов» в центре Киева.

В отношении главного редактора «Страна.ua»  Игоря Гужвы в Украине возбуждены два уголовных дела. Журналист заявил, что испытывает давление со стороны действующей власти и вынужден уехать из Украины. Также Гужва сообщал, что ему угрожали физической расправой.

8 февраля издание «Вести» сообщило, что силовики заблокировали его редакцию. Руководство медиахолдинга назвало этот инцидент попыткой притеснения свободы слова в стране, глава Национального союза журналистов Украины — препятствованием работе СМИ и «проявлением дикости людей у власти и людей в погонах»,

В тот же день телеканал «1+1» заявил, что Национальный банк Украины запросил у государственного Приватбанка данные о счетах сотрудников телеканала. «Мы рассматриваем этот запрос как прямое давление и попытку политического преследования накануне выборов», — говорится в сообщении.

Какая ответственность предусмотрена в Украине за вмешательство в работу журналистов?

Согласно статье 171 Уголовного кодекса Украины, представители СМИ дополнительно ограждены защитой от посягательств на их профессиональную деятельность:

  1. Незаконное изъятие собранных, обработанных, подготовленных журналистом материалов и технических средств, которыми он пользуется в связи со своей профессиональной деятельностью, незаконный отказ в доступе журналиста к информации, незаконное запрет освещения отдельных тем, показа отдельных лиц, критики субъекта властных полномочий, а так же любое другое умышленное препятствование осуществлению журналистом законной профессиональной деятельности —

наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.

 

  1. Влияние в любой форме на журналиста с целью препятствования выполнению им профессиональных обязанностей или преследование журналиста в связи с его законной профессиональной деятельностью —

наказываются штрафом до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до четырех лет.

  1. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения или по предварительному сговору группой лиц, —

наказываются штрафом от двухсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Какие права есть у журналистов?

Профессиональная деятельность журналистов регламентируется законом Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине».

Согласно ст. 26 данного закона журналист имеет право:

1) на свободное получение, использование, распространение (публикацию) и хранение информации;

2) посещать государственные органы власти, органы местного и регионального самоуправления, а также предприятия, учреждения и организации и быть принятым их должностными лицами;

3) открыто осуществлять записи, в том числе с применением любых технических средств, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4) на свободный доступ к статистическим данным, архивным, библиотечным и музейным фондам; ограничения этого доступа обусловливаются лишь спецификой ценностей и особыми условиями их сохранности, определяемыми законодательством Украины;

5) по предъявлению редакционного удостоверения или иного документа, удостоверяющего его принадлежность к печатному средству массовой информации, находиться в районе стихийного бедствия, катастроф, в местах аварий, массовых беспорядков, на митингах и демонстрациях, на территориях, где объявлено чрезвычайное положение;

6) обращаться к специалистам для проверки полученных информационных материалов;

7) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под условным именем (псевдонимом) или без подписи (анонимно);

8) отказываться от публикации материала за собственной подписью, если его содержание после редакционной правки противоречит личным убеждениям автора;

9) на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда.

При этом журналист обязан:

1) соблюдать программы деятельности печатного средства массовой информации, с редакцией которого он находится в трудовых или иных договорных отношениях, руководствоваться положениями устава редакции;

2) представлять для публикации объективную и достоверную информацию;

3) удовлетворять просьбы лиц, которые предоставляют информацию, относительно их авторства или сохранения тайны авторства;

4) отказываться от поручения редактора (главного редактора) или редакции, если оно не может быть выполнено без нарушения закона;

5) представляться и предъявлять редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его принадлежность к печатному средству массовой информации;

6) выполнять обязанности участника информационных отношений;

7) воздерживаться от распространения в коммерческих целях информационных материалов, содержащих рекламные сведения о реквизитах производителя продукции или услуг (его адрес, контактный телефон, банковский счет), коммерческие признаки товара или услуг.

Журналист несет ответственность в рамках действующего законодательства за превышение своих прав и неисполнение обязанностей.

В статье 41 закона Украины о печатных средствах массовой информации прописаны виды нарушений, которые образуют состав преступления, предусмотренного ст. 171 УК.

Законом установлено, что редакции, учредители, издатели, распространители, государственные органы, организации и объединения граждан несут ответственность за нарушение законодательства о печатных средствах массовой информации.

Нарушения законодательства Украины о печатных средствах массовой информации:

1) незаконное изъятие или уничтожение тиража или его части;

2) нарушение прав журналиста, установленных законом о печатных средствах массовой информации;

3) нарушение положений статьи 3 закона о печатных средствах массовой информации;

4) злоупотребление правами журналиста;

5) получение свидетельства о государственной регистрации путем обмана;

6) изготовление, выпуск и распространение продукции печатного средства массовой информации без его регистрации или после прекращения его деятельности, уклонение от перерегистрации;

7) нарушение порядка помещения данных, передачи контрольных экземпляров;

8) нарушение права требования по публикации опровержения и порядка его публикации, предусмотренных статьей 37 закона о печатных средствах массовой информации;

9) нарушение законодательства по вопросам интеллектуальной собственности.

За эти нарушения виновные лица привлекаются к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности согласно действующему законодательству Украины.

Кроме того, согласно Закону Украины «О телевидении и радиоовещении», установлены гарантии свободы деятельности телерадиоорганизаций:

1) Цензура информационной деятельности телерадиоорганизации

Запрещается;

2) Телерадиоорганизация является независимой в определении содержания

программ и передач;

3) Не мотивированное законодательством Украины вмешательство органов

государственной власти или органов местного самоуправления, общественных

или религиозных объединений, их должностных лиц или работников, а также

собственников в сферу профессиональной деятельности телерадиоорганизаций не

допускается.