Семейные врачи. Как выбрать и что нужно знать

Ажиотаж вокруг очередного нововведения Министерства здравоохранения Украины – так называемых «договоров с семейными врачами» – обретает все большие масштабы.

Украинцев, которые беспокоятся о своем здоровье, интересуют вопросы о том, как заключать договор, когда, с кем, что для этого нужно и что будет, если его не заключить в начале апреля текущего года?

Напомним, что основной идеей таких изменений является предоставление человеку возможности самостоятельно, без каких-либо препятствий финансового характера, обращаться к выбранному им же самим специалисту по семейной медицине для получения первичной медицинской помощи. Плату же за такую помощь будет осуществлять государство.

На своем официальном сайте МОЗ разместил инструкцию о том, каким образом выбрать семейного врача и подписать соответствующую декларацию.

В частности, Минздрав отмечает, что выбрать врача каждый сможет самостоятельно по своему усмотрению, с учетом индивидуальных пожеланий и возможностей. В соответствии с Порядком предоставления первичной медицинской помощи, который должен быть в ближайшее время утвержден Приказом Минздрава, врач не сможет отказаться от подписания декларации, если только количество его пациентов уже не достигшим 2000 человек.

Что нужно знать гражданам для получения медицинской помощи от семейного врача?

ШАГ ПЕРВЫЙ — определитесь с врачом

Самый простой вариант — вы знаете хорошего врача, обслуживались у него и остались довольны результатами. Если же такого врача вы пока не нашли, поинтересуйтесь у родственников, соседей, друзей, коллег — возможно, у них был положительный опыт.

Вы также можете обратиться в местный отдел здравоохранения. Там вам расскажут, какие врачи работают в вашем населенном пункте или районе. Другой вариант — просто обратитесь в любое медицинское учреждение и познакомьтесь с врачами. Информацию о них можно получить в местном отделе здравоохранения или непосредственно в регистратуре. Некоторые больницы уже имеют свои собственные сайты с такой информацией.

Помните, что сейчас вы не должны обращаться к врачу «строго по прописке» — можете выбрать врача, который работает возле вашего дома, работы и тому подобное.

ШАГ ВТОРОЙ — ПОДПИШИТЕ ДЕКЛАРАЦИЮ

Учреждения первичной медицинской помощи, в которых работают семейные врачи, подписывают контракт с Национальной службой здоровья, а пациенты — декларацию с теми врачами, которые сами себе выбрали.

Декларация подписывается бессрочно, то есть вам не нужно будет переподписывать ее ежегодно. С другой стороны, если вы решите подписать соглашение с другим врачом, вы сможете сделать это в любое время.

Документы, которые понадобятся для подписания соглашения с врачом — ваш паспорт и идентификационный номер. Если же вы подписываете декларацию с педиатром (или семейным врачом, который будет обслуживать вашего ребенка), то также понадобится свидетельство о рождении ребенка и документы (паспорт и код) одного из его родителей или опекунов.

Основной способ заполнения декларации — электронный: врач внесет ваши данные в систему. Важно, что декларация появится в системе после двойной авторизации: врач попросит назвать код, который поступит вам СМС-сообщением. Если же у вас нет мобильного телефона, врач сфотографирует или отсканирует ваши документы, чтобы приобщить их к декларации.

Затем врач распечатает декларацию, которую вы подпишете в двух экземплярах (один из них остается у вас) и с этого момента вы можете обращаться к врачу в любое время.

В случае отпуска или болезни у вашего врача должно быть замена — другой врач или специалист из дежурной больницы. Если вам понадобится помощь, а вы находитесь в другом городе, обращайтесь в ближайшую больницу или поликлинику.

К слову, один врач может обслуживать максимум 2000 пациентов. Такое количество пациентов рекомендует Минздраве. Могут быть и исключительные ситуации, например, когда врач работает в селе, где проживает более 2 тысяч человек. Поэтому если вы уверены, что нашли хорошего врача, не теряйте времени, ведь у него может просто не остаться мест для новых пациентов.

ШАГ ТРЕТИЙ — ЗВОНИТЕ ПРИ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ

Вы сможете обращаться к вашему врачу с любыми вопросами, связанными со здоровьем. Как показывает мировой опыт, большинство проблем со здоровьем могут быть решены на уровне первичного звена, особенно в случае своевременного обращения.

Кроме непосредственного обследования и лечения, врачи первичного звена в случае необходимости будут также выдавать направления в узкопрофильных специалистов, выписывать рецепты на лекарства, в том числе подпадающих под программу «Доступные лекарства» (бесплатные лекарства в аптеке, за которые платит государство), и любые медицинские справки, например, в бассейн и тому подобное.

Поэтому все же лучше выбирать врача, который работает рядом с вами — это сократит затраты времени на дорогу.

Что входит в обязанности врача

— непосредственное предоставление первичной медицинской помощи пациентам;

— формирование и контроль выполнения плана обследований и лечения, анализ результатов исследований, назначение медицинских препаратов и других лечебных мероприятий;

— оказание медицинской помощи пациентам в неотложном состоянии;

— направление в соответствии с медицинскими показаниями пациента, который не нуждается в экстренной медицинской помощи, для оказания ему вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи;

— координация работы с другими звеньями медицинской помощи;

— ведение пациентов, страдающих социально опасными инфекционными заболеваниями;

— осуществление иммунопрофилактики;

— консультирование по здоровому образу жизни;

— проведение мероприятий массовой и индивидуальной профилактики инфекционных заболеваний;

— оценка индивидуальных рисков заболеваний и консультирование по вопросам профилактики. Разработка индивидуальных программ обследования и наблюдения за здоровьем;

— информирование пациента о национальных скрининговых программ и выполнения других функций;

— динамическое наблюдение за неосложненной беременностью;

— осуществление медицинского ухода за здоровым ребенком;

— ведение больных с психическими расстройствами, в частности, учитывая рекомендации специалиста;

— предоставление паллиативной помощи, включает:

* Оценку степени боли;

* Назначение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

* Лечение болевого синдрома;

* Оформление рецептов на наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры в соответствии с действующим законодательством.

— координация и организация выполнения лабораторных исследований, проведение забора биологического материала;

— проведение лабораторных исследований, в том числе с использованием быстрых тестов;

— назначение лекарственных средств с оформлением документов в соответствии с законодательством.

— подготовка медицинской документации для направления лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности на медико-социальную экспертизу и на медико-социальную реабилитацию;

— оформление справок, форм, больничных;

То есть все перечисленные действия врач должен осуществлять бесплатно, и за них рассчитывается государство.

По срокам подписания таких деклараций — официальные сведения пока отсутствуют, однако различные информационные ресурсы по косвенным ссылкам на сайт МОЗ указывают, что соответствующие декларации желательно подписать до 01.07.2018 года.

В противном же случае первичная медицинская помощь будет предоставляться по месту жительства пациента в общем порядке, как это происходит и сейчас, но это не продлится постоянно, поскольку реформа имеет целью перевода долга оказания первичной медицинской помощи исключительно на «задекларированных» семейных врачей.

Источник: Арбитрум