• Главная
  • Детенизация отношений в сфере занятости и Комплексные проверки с 5 октября

Детенизация отношений в сфере занятости и Комплексные проверки с 5 октября

Согласно распоряжению КМУ «О мерах, направленных на детенизацию отношений в сфере занятости населения» от 05.09.2018г. в Украине с  5 октября начались комплексные проверки.

Распоряжение №649-р обязывает отчитываться Государственной фискальную службу, Пенсионный фонд Украины, Национальный полицию (кстати, в Законе Украины «О Национальной полиции» 02.07.2015г. №580-VIII нет ни слова о ее контрольные полномочия в сфере занятости), другие центральные органы исполнительной власти ежемесячно до 10 числа Государственной службе по труду о проделанной работе для ее обобщения.

Учитывая вышеизложенное, напомним кто, когда и на основании чего может проверять предприятие в сфере занятости. Таких контролирующих органов немало:

  • Государственная служба по вопросам труда (далее — Гоструд)
  • Органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями;
  • ГФС;
  • Пенсионный фонд.

Основным документом, на основании которого действуют Гоструд и органы местного самоуправления, являются Постановление КМУ «Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 26.04.2017р. №295 (действует с 16.05.2017г.)

Именно оно утверждает:

  • Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде;
  • Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде.
  • Обратите, пожалуйста, внимание, что «контроль» и «надзор» — не идентичные понятия.

Контроль может быть в виде инспекционного посещения и невыездного инспектирования. Контроль осуществляют инспекторы труда, которые являются должностными лицами Гоструда и ее территориальных органов, исполнительных органов советов, должностными обязанностями которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства о труде. Контрольные полномочия подтверждаются служебным удостоверением.

Надзор может происходить в виде истребования, сбора и анализа информации, выездной проверки. Надзор осуществляют должностные лица Гоструда и ее территориальных органов, должностными обязанностями которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора за соблюдением законодательства о труде, подтверждается служебным удостоверением такого лица.

Наложение штрафов осуществляется в соответствии с Постановлением КМУ «Об утверждении Порядка наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения» от 17.07.2013г. №509. Основанием для наложения штрафов могут быть:

  • решение суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установление периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы в полное рабочее время, установленное на предприятии, в учреждении, организации;
  • акт об обнаружении во время проверки субъекта хозяйствования или работодателя признаков нарушения законодательства о труде и/или занятости населения, составленного должностным лицом Гоструда или ее территориального органа, исполнительного органа городского совета города областного значения и сельского, поселкового, городского совета объединенной территориальной громады;
  • акт документальной выездной проверки ГФС, ее территориального органа, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о труде.

Государственная фискальная служба осуществляет свои контрольные полномочия в виде администрирования единого социального взноса. Также, как уже отмечалось выше, на основании акт документальной выездной проверки ГФС, ее территориального органа, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о труде, предприятие или предприниматель могут быть оштрафованы. Привлечь к ответственности, в случае установления факта других нарушений по вопросам труда, налоговая служба не имеет права.

Пенсионный фонд, также не контролирует вопросы труда.

В то же время следует помнить о существовании обмена информацией между Гоструда, ГФСУ и ПФУ.

ГФСУ должна сообщать Гоструду следующую информацию:

  • несоответствие количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг) к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;
  • факты нарушения законодательства о труде, выявленных в ходе осуществления контрольных полномочий;
  • факты осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законом;
  • работодателей, имеющих задолженность по уплате ЕСВ.

ПФУ также обязан информировать Гоструда о работодателях:

  • которые начисляют заработную плату меньше минимальной;
  • у отсутствует сообщение о принятии на работу;
  • у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20% и более;
  • у которых в течение года не проводилась индексация заработной платы или сумма повышения заработной платы составляет менее суммы начисленной индексации;
  • у которых 30% и более работников работают на условиях гражданско-правовых договоров;
  • с численностью 20 и более работников, у которых в течение месяца произошло сокращение на 10 и более процентов работников.
  • работников, выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года;
  • работодателей, у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце (отпуск без сохранения заработной платы без соблюдения требований Кодекса законов о труде Украины и Закона Украины «Об отпусках»);

Вышеприведенный перечень информации утвержден Постановлением КМУ №295. Но и здесь не обошлось без казусов.

Постановление Правления ПФУ «О Порядке обмена информацией о сведениях, содержащих признаки использования труда неоформленных работников и нарушений законодательства о труде» от 29.05.2017г. №11-1 (действует с 11.08.2017г.) содержит несколько иной перечень информации, которой ПФУ должен делиться с Гоструда, а именно о:

  • застрахованных лицах, работающих по совместительству у 5-ти и более страхователей;
  • страхователях, у которых количество застрахованных лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам больше, чем численность работников в отчетном месяце, и/или их количество значительно увеличилось по сравнению с предыдущим отчетным месяцем;
  • страхователях, у которых в течение года показатели количества застрахованных лиц и общей суммы начисленной заработной платы не изменялись;
  • страхователях, у которых в отчетном месяце произошло уменьшение штатной численности работников на 10 и более процентов по сравнению с предыдущим отчетным месяцем.

Подведем итоги

Для того, чтобы комплексные меры по детенизации отношений в сфере занятости населения начались, нужно, по крайней мере, согласовать нормативные документы, регулирующие обмен информацией между контролирующими органами.

Контрольные функции Национальной полиции в сфере занятости нужно, по крайней мере, определить.

Мероприятия по привлечению к ответственности по результатам контроля и надзора, может осуществлять только Гоструд.

Источник